Привет!
           
Гридино - Белое Море
Закрыть страницу
Поговорить в ICQ
Отправить SMS
На страницу баннеров
Написать письмо
На главную
Главная страница
Новости
Студеное море
О нас
Поморы
Маршруты
Животный мир
Фотоальбом
Природа
Генеология
Погода
История
История
Обучение
Топонимика
Работа
Карты
Виртуальный мир
Генеалогия
Погода
Разное
Новости


1

 

 

Институт Праславянской Цивилизации


Институт Праславянской Цивилизации
Патриотические ресурсы
 

Наивысший путь - путь Великого реализма: "Ибо Бог создал природу, а человека создал по образу и подобию своему. Так зачем же рушить, зачем разбивать этот образ? Только впору воспеть и повторить его... А кто рушит, тот просто служит другой силе..."

Гридино - Поморы
Старообрядцы. Посёлок на берегу Белого моря
 

Попов И.В. Старообрядцы. Посёлок на берегу Белого моря // Чело: Альманах Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого.- 2002.- №2(24).- С.23-25.

- Какая же это неслыханная вера
и что это за неведомый раскольничий толк?
- Вера-то у них одна с нами, да согласие не одно.

С.Максимов
Поморский берег

 

     На западном, Поморском, берегу Белого моря в распадке прилепился к серым гранитным скалам рыболовецкий посёлок Гридино, что в Кемском районе Карелии.

     Исторически сложились названия побережий Белого моря. Западный берег называют Поморским, или Карельским (Кемским), северо-западный именуют Терским берегом, там жили терфинны - саамы, лопь лешая по-русски. Онежскую губу обрамляет Онежский берег, Двинская губа с запада омывает Летний берег, а с востока - Зимний. Иногда побережье Мезенской губы называют Мезенским берегом, а территорию к полуострову Канин - Канинским берегом и, далее, Тиманским. Интерес представляет происхождение названия Мурманского побережья. Вот что пишет об этом С.В.Максимов: “Горы эти, уже окончательно пустынные, с незначительными проблесками жизни, обступили океан, образовавши таким образом сплошную стену на 300 верст протяжения (от Святого Носа до Кольской губы), называемую издревле Н о р м а н н с к и м берегом, превратившимся на языке туземцев в М у р м а н с к и й, Мурман”.
Поморский (западный) и Терский (северо-западный) берег Белого моря с Кемью, Гридино, Калгалакшей - это легендарная страна Биармия из норвежских саг, куда совершали походы викинги в IX-X веках.

     Неоднократно, в качестве районного хирурга, я вылетал сюда на вертолете к тяжелым больным. Зимой, с высоты, Белое море было действительно белым - сквозь толщу воды сверкал придонный лёд. Попасть в Гридино сушей практически невозможно. Зимой - многометровые снежные заносы, летом - многокилометровые болота. И хотя есть через болота дороги с настеленными из брёвен гатями, добираться на машине решится не каждый. Только однажды - на плановый медосмотр - мы ехали в Гридино на машине, а половину пути плыли на катере. Время рассчитывали таким образом, чтобы в отлив подъехать как можно ближе к катеру, добраться до него на лодке, а затем в прилив плыть дальше. Это было в июне, когда полуночное солнце вызолотило в море яркую дорожку, по которой мы шли на рыболовецком катере, и золотые брызги рассыпались вдоль бортов нашего судна. После полуночи огромное солнце присело на воду, дорожка стала багрово-красной, кровавой, и такими же прозрачно-красными стали брызги. Мы еще находились под впечатлением путешествия через болота - трижды на нашем пути встречались нам заброшенные развалившиеся лагеря: поваленные столбы с колючей проволокой, остатки бараков с провалившимися крышами, проросшими кривыми берёзами, печные трубы. Сюда из Кеми шагали осуждённые по болоту, по бездорожью, пешком. Сколько горя, слёз, мучений и крови скрывают кемские болота!
Живут в посёлке рыбаки, потомки старообрядцев, почти все - родственники. Население представлено всего четырьмя фамилиями. Удивительно, что и детишкам дают “древлие” имена: бегают по улицам Изоты, Северьяны, Мартыны, Мелетины и Глафиры.

     Старообрядчество возникло в результате раскола Русской Православной Церкви в середине XVII века, когда часть наиболее ортодоксально настроенных ревнителей “древлего благочестия” отказалась признавать реформы Никона, седьмого патриарха Московского и всея Руси. Старообрядцы подвергались жестоким репрессиям со стороны правительства, это вынуждало их бежать в отдаленные уголки России.
     Существует ещё один - медицинский аспект бытия уединённой малой популяции, какой является население подобных посёлков “на краю земли”. Это проблема инбридинга - близкородственных браков. В таких браках во много раз увеличивается вероятность проявления в потомстве наследственных болезней, поскольку мать и отец состоят в той или иной степени родства и могут нести в своих генах один и тот же нездоровый наследственный признак, который проявится в потомстве. Не случайно родственные браки запрещались Ветхим Заветом, Православная Церковь в 54 Правиле VI Вселенского Собора называет близкородственные браки “беззаконным супружеством”, а в 87 Правиле Василий Великий (†379) желает “чтобы беззаконие сие не поселилось в нашей области”.
     Проводя плановый медицинский осмотр детей и подростков Кемского района, я нашёл, что в группах детей поморских посёлков неблагоприятные признаки встречаются примерно у 93% детей, тогда как в городской популяции - только у 11%. А если учесть склонность живущих здесь к алкоголю, то мои прогнозы на здоровое поколение и перспективы на радужное будущее весьма и весьма пессимистичны.

     Местные жители издревле занимались рыболовством. Русских поселенцев привлекали богатые рыбные тони в море и реках. Самый доходный рыбный промысел был семужный, тресковый, а позднее устроился и сельдяной. В советское время в Гридино организовался рыболовецкий колхоз. Предки современных рыбаков зависели от Соловецкого монастыря, потому что в XV-XVII веках земли эти были монастырскими.

     Я попытался выяснить, откуда возникло старообрядчество в этой земле: потому ли, что и Соловецкий монастырь не принял поначалу реформы патриарха Никона или ревнители “древлего благочестия” пришли сюда позже, скрываясь от гонений, однако ни в архивах, ни у местных старожилов сведений об этом я не нашёл. И всё же по виду захоронений на церковном гридинском погосте сложилось впечатление о том, что жили здесь гонимые старообрядцы федосеевского - более строгого, аскетического толка, а не даниловского - более либерального, близкого к официальной Церкви. Да и моя гридинская хозяйка подтвердила, что предки её пришли с Топозера - “столицы” федосеевцев.
     Богословскую и обрядовую сторону поморской ветви раскольнического движения разработал Семен Денисов (†1741) вместе со своим братом Андреем (†1730). В своей “Истории о запоре и взятии Соловецкого монастыря” Семен Денисов писал, что из оставшихся в живых соловецких ревнителей старой веры большая часть разослана была по дальним местам беломорских прибрежьев.

     Как шла колонизация Поморского берега? Как соотносились поселения русских и местных жителей - карелов? Заселение Поморского берега русскими проходило одновременно с освоением всего севера России. Славянские племена, как правило, заселяли морское побережье, занимались рыбным промыслом и охотой на морского зверя. Карелы же предпочитали жить в глуши болот, дальше от морского берега. Все письменные источники отмечают замечательное простосердечие, гостеприимство и хлебосольство карельских племен. Отношения русских и карелов всегда были гармоничными и взаимодополняющими. Так, карелы строили для русских ладьи, боты, занимались коммерцией и торговлей; в карельских кузницах готовились ружья, пищали, винтовки. На весь северный край славилась деревния Подужемье, что в 15 верстах от Кеми, умением прочно и красиво строить морские суда. Никогда и нигде русская колонизация Севера не шла огнем и мечом, как, например, на Американском континенте.
     Посёлок разделён на две части речкой Гридинкой, прозрачной, холодной, несущейся с гор в море. Дома прилепились по ту и другую сторону распадка к отшлифованным ледником скалам и обкатанным серым валунам. Только серый и зелёный цвета здесь - серые суровые скалы, свинцово-серое море, оставляющее на камне тёмный след от прилива, серые, седые, солёные брёвна изб, изумрудная зелень леса и тёмная, влажная зелень огородов. Огород - гордость и тяжкий труд каждого жителя. Сначала на склоне горы строятся террасы, а затем хозяева носят торф из болота и собирают морские водоросли после отлива. Когда читаешь описание посёлка Гридино, сделанное 145 лет назад С.В.Максимовым, создаётся впечатление, что время замерло здесь, ничего не изменилось за полторы сотни лет: “Так же бедно глядит и эта деревушка, так же полна изба набралась народу, жаловавшегося на своё бездолье, как и во всех прежних селениях Поморья... Жаловались на медведя, который давит скот, который здесь так же верен своей привычке - зарывать остатки глубоко в землю, про запас, до другого раза. Рассказывали также, что ловят они и лесного зверя, преимущественно лисиц... Сельдей ловят неводами с Успеньева дня до льду, а живёт море - так и до Рождества тянут. Весной выходят на морского зверя, плавают за зверем туда, куда ветер потянет, и для этого запасаются печеным хлебом, калачами, крупой и рыбой на два и на три месяца”. До сих пор сохранилась здесь поморская пословица: с одной стороны море, с другой - горе, с третьей - мох, а с четвертой - ох!
     В посёлке несколько мотоциклов и одна машина - старая “Волга”. Как и зачем она попала в Гридино, куда на ней ездить - для меня осталось загадкой. Если даже запрячь в неё лошадей, вряд ли удастся проехать по горам и болотам метров двести.
     В северной стороне посёлка, на ровной, отшлифованной ледником вершине скалы, стоит деревянная церковь, сложенная из посеребрённых временем, законсервированных морской солью и солнцем брёвен. Разрушения в ней нанесены не человеком, а временем. Люди разрушали стоящие рядом колхозные мастерские, а храм Божий не трогали. Сохранился шатёр с лемеховым покрытием, маковка с крестом. Конечно, икон уже нет, как и стёкол в окнах. Церковь алтарём своим стоит к морю, на восток, поэтому церковный погост выходит к воде. Кладбище не производит унылого впечатления: вместо крестов - аккуратные столбики с навершиями- причелинами. Такие столбики называют голубцами, по письменным источникам, их ставили на могилах ещё в домонгольский период. В голубцах вырезались ниши, куда помещали медные литые или писаные иконы. Кресты искусно вырезаны на самих столбиках. Могильных холмиков тоже нет, их заменяют перевёрнутые деревянные колоды.

     Не дошла сюда борьба с Церковью 1920-1930 годов. Однако практика свержения церковных крестов - изобретение не безбожного XX века. Разрушение староверческой часовни в 1836 году, до ослабления гонений на старообрядцев, описал Н.С.Лесков устами своего героя, православного священника,: “Зрелище было страшное, непристойное и поистине возмутительное...”

     Вокруг Гридино и на островах ещё несколько десятков лет назад можно было увидеть остатки раскольничьих скитов-пустынек. На Великом острове жили старушки-раскольницы. На пути к Гридину лежал скит Ивановка, и рядом с Кемью скит Мягрига.
     Марья Михеевна, хозяйка, у которой я остановился, вспоминает, что когда-то давно муж показывал ей “вавилоны” - спиралевидные древние каменные лабиринты, где, с её слов, в допотопное время устраивались языческие игрища.
     Заминка произошла с чаем. Видимо, крепко сидел в голове Марьи Михеевны дедовский запрет “на чашку” - запрет угощать чужаков, не принадлежащих к “истинным хрестьянам”. Если и подавалось угощение чужаку, опоганенная посуда разбивалась, хоть и дорого стоило стекло в то время. Однако ж Марья Михеевна повздыхала-повздыхала, пошевелила губами, что-то расчислила в уме и чаем угостила. Собственно чай состоял из смородинового настоя со зверобоем, а к чаю были поданы пироги с селёдкой и зеленью. Когда наша беседа приняла уже доверительный характер, как бывает при общении русских людей, поведала Марья Михеевна, что матушка рассказывала ей: не пили они чаю с мирскими и из мирских чашек, только из своих; и старым крестом крестились, а службы по старым книгам справляли; табашниками не были, вином рта не оскверняли. И жили в достатке. После того, как изложила наша хозяйка сей символ веры, разговор пошел откровенный и интересный. Мне, как человеку мира компьютеров, космоса и высоких технологий, удивительно было понять, что старина - вот она, рядом; и бородатые поморские мужики-рыболовы, и бабы-богомолки в платочках - наши современники, не седая старина это, а близко, совсем рядом с нами стоят они на исторической ленте нашей цивилизации.
     Прадед Марии Михеевны (мне думается, что это был прапрадед) был с товарищами унесен на льдине в море, чудом спасся и в честь этого установил поклонный крест на луде (маленьком скалистом острове недалеко от Гридино). Кстати, женщины, со слов моей хозяйки, тоже ходили в море на промысел, но это скорее исключение из правила.
     Гридино славилось бочёнками-сельдянками, которые делались из тонких досок продолговатой формы. Такой бочёнок, ещё вполне крепкий, я увидел на огороде у Марьи Михеевны.
М     ария Михеевна сообщила, что предки её пришли сюда из Топозера - Топозерского раскольничьего монастыря, где были там трудниками. С.В.Максимов в “Годе на Севере” рассказывает, что Топозерский скит особенно процветал в 30-х годах XIX века, процветал благодаря богатой московской федосеевщине - старообрядцев Преображенского кладбища, считавших Топозеро наиболее ценной жемчужиной в ожерелье северных скитов. Там скрывались и ревнители древлего благочестия, и беглые крестьяне, и монастырь принимал всех. К 30-м годам XIX века Топозеро как селение с развитой инфраструктурой, населением, хозяйствованием было сильнее самой Кеми. И вот такое многотысячное хозяйство, казалось бы, очень выгодное с точки зрения государственной политики мирной колонизации новых российских земель, было разрушено из-за разногласий с официальной Церковью. Топозерцы бежали и устраивались скитами в пустыни Иваньковой близ Гридино, в Мягриге около Кеми, на море, на луде Великой и в других местах.
     Гридинские избы стоят на скалах, на крутых неровных уступах, и стоят прочно, красиво, мощными крепостями. Тяжелые бревенчатые избы не производят впечатления бестолковых развалюх. Дотошный немец удивился бы, откуда в простом мужике архитектурная грамотность и инженерный расчёт. Но мужик располагал простой русской смекалкой, и она помогала ему строить просто, изящно и на века. Однако сейчас всё пришло в упадок, и главная беда в этой разрухе - необузданное пьянство населения.
     Есть ли у этого посёлка будущее? Не знаю.

Ф.И. Тютчев. СЛАВЯНАМ 

Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы - свои!

Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, -
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подданства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех!

Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России - не прощают вас.

Смущает их, и до испугу,
Что вся Славянская семья
В лицо и недругу, и другу
Впервые скажет: "Это я!"
При неотступном вспоминаньи
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как божья кара, их страшит!

Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них - закон и равноправность,
Для нас - насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их, как наследие Славян,

И то, что длилося веками,
Не истощалось и поднесь,
И тяготеет и над нами –
Над нами, собранными здесь...
Еще болит от старых болей
Вся современная пора...
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!

А между нас - позор немалый, -
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.

Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни, и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждём и верим Провиденью
Ему известны день и час...

И эта вера в правду Бога
Уж в нашей не умрёт груди,
Хоть много жертв и много горя
Еще мы видим впереди...
Он жив - Верховный Промыслитель,
И суд его не оскудел,
И слово - Царь-освободитель
За Русский выступит предел...

 

ПО КАРЕЛИИ
Гридино - село поморское

   
Гридино
     И живут здесь поморы. Так уж распорядилась судьба, что только родился человек на каменном полуострове, и уже - помор. Вот и задумаешься: помор - это звание или образ жизни?
   
Гридино
     Уверен, что тот, кто побывал в этом краю хоть раз, сохранит о нем память на всю жизнь. Вот почему и я взялся за перо, а также сделал серию снимков, оставшуюся в фототеке.
     Республиканское начальство отмечает, что в нынешней навигации неплохо ведут лов рыбаки колхоза "Победа" на Белом море, а также морским траулером рыбачат на Баренцевом. Неплохо в этом году ловят и горбушу на пресных водоемах. "Кормилец наш", - так отзываются о нем гридинцы.      Солидную прибавку к доходу дают водоросли, которые используются для изготовления медицинских препаратов, в пищевой промышленности, в производстве удобрений.
   
Гридино
     Этот фоторепортаж - еще одно напоминание о том, как велика наша Республика Карелия и какие сильные и мужественные люди живут на нашей земле.
 
Текст и фото
Валерия ЮФЫ
Закрыть страницу
Поговорить с ICQ
Отправить SMS
На страницу баннеров
Написать письмо
На главную
На предыдущую страницу
На верх страницы
 Дата создания: 14.09.2007
Добавить в избранное Добавить в избранное
Последнее изменение:
© 2007
Найти: на А слева, можно! поискать что-нибудь на сайте.
Меня подсчитали?
Hosted by uCoz